ГЛАВНАЯ » Преподавание в школе » Рефлексия на уроке английского языка Классификация

Рефлексия на уроке английского языка Классификация

Рефлексия – умение размышлять, самоанализ, осмысление. Этап рефлексии является неотъемлемой частью уроков английского языка. Как показывает практика, он обучает учащихся правильно оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих одноклассников и работу учителя на уроке в целом. Рефлексия — то, что ученик взял с урока, понял и изложил
собственными словами. Существует множество
вариантов проведения рефлексии в зависимости от возраста, интересов и
умений учащихся, и каждый учитель вправе выбрать наиболее увлекательный способ
проведения рефлексии. В этой заметке мы рассмотрим классификацию видов рефлексии на уроке английского языка.
Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная
• Письменная
2. По цели:
• Рефлексия эмоционального состояния и настроения
• Рефлексия содержания учебного материала
• Рефлексия деятельности
3. По функции:
• Личностная рефлексия: духовная(стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других), физическая (успел – не успел, легко – тяжело),сенсорная(самочувствие: комфортно — дискомфортно)
• Интеллектуальная рефлексия(что понял – что не понял, какие затруднения испытывал)
4. По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Ситуация
• Рисунок
5. По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная

Как же проводить рефлексию эффективно и интересно? Остановимся и рассмотрим подробно рефлексию по цели деятельности.Проводить рефлексию эмоционального состояния и настроения мне кажется целесообразным в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой учеников. Для этого могут быть применены карточки с изображением лиц, т.е. цветовое изображение настроения. Такой прием хорошо использовать на младшей ступени обучения, когда детям предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах. Учитель использует рефлексию эмоционального состояния и настроения чтобы выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке.

Дальше мы переходим к рассмотрению рефлексии содержания учебного материала, которая используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме,соединить старое знание и осмысление нового. Для приема незаконченного предложения возможны следующие варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Для развития рефлексии деятельности ученики должны размышлять,осмысливать то, что они сами поняли и передать это в сжатой форме, выделяя главное. Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к
следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Может быть использован прием: «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, умениях и навыках, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволит осуществить самоанализ их деятельности на уроке английского языка.
Выводы: как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый учитель. Можно использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит добиваться лучших результатов на уроке английского языка в школе. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.

Продолжением данной темы будет следующая публикация.

Август 29, 2014
РУБРИКИ:
Преподавание в школе
МЕТКИ: