Типология лексико-грамматических заданий на олимпиадах по английскому языку

При беглом анализе заданий олимпиад по английскому языку за сравнительно долгий период может возникнуть ощущение, что на них может встретиться абсолютно любой тип заданий. Давайте по пробуем разобраться с этим вопросом.

Общая типология заданий (ЛГ), предлагаемых в рамках олимпиад по английскому языку

В рамках лексико-грамматических заданий на олимпиадах могут быть предложены различные виды испытаний. В не зависимости от предлагаемых к выполнению упражнений от участников ожидается владения лексическим запасом на уровне С1. Именно эти задания и послужат разделительной чертой между теми, кто получит диплом на заключительном этапе и теми, кто просто обогатится бесценным опытом. Как правило, такие задания составляют до 20 % от общего объема.

Типы грамматических заданий на олимпиадах

Исторически так сложилось, что редкая олимпиада обходится без заданий на времена и артикли. Основой таких заданий является знание видовременных форм глаголов и осиновых случаев употребления артиклей. Удивительно, что по сумме заданий они могут составлять более половины ЛГЗ на олимпиаде. В один ряд с ними можно поставить задания фонетического блока, где нужно указать либо правильный звук или правильное ударение. Общим для всего перечисленных заданий является то, что они сравнительно просты и, как правило, они не сильно влияют на общий результат. Это утверждение так же справедливо в отношении заданий на понимание прочитанного.
Задания на перифраз по ключевому слову уже не кажутся настолько сложными как это было лет 10 назад. Учебные материалы подобного рода уже доступны в достаточном количестве для формирования устойчивого навыка, да и вариативность заданий данного рода в известной мере ограничена.

Типы лексических заданий на олимпиадах

Хуже обычно складываются дела, если нужно вписать пропущенное слово или найти лишнее. Здесь нет места общим рассуждениям, нужно иметь широкий словарный запас так как в этих блоках проверяются устойчивые словосочетания. Примерно по такому же принципу строятся задания на частичный перевод. Далее, по принципу относительной сложности, идут задания на предлоги и фразовые глаголы. Тут появляются относительно редкие сочетания в употреблении которых легко ошибиться даже если они и не выходят за рамки В2. Список предлогов и фразовых глаголов из FCE Use of English 2 хоть и относительно простой, но довольно объемный.
Самое большое количество проблем доставляют задания на словообразование и трешки. Сложность заданий первого типа обусловлено тем, что языковой материал заданий предлагаемых здесь наиболее близок к уровню C1. В заданиях типа трешки нужно вписать в пропуски слова, которые подходят для все трех предложенных предложений. Это задание требует некой гибкости ума и появляется в международных экзаменах английского языка только на уровне advanced.

Выводы на основе типологии заданий

Пусть разделение заданий грамматические и лексические носило в определенной степени условный характер, но из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что задания олимпиад блока ЛГЗ прошлых лет не имеют особой ценности и могут служить лишь ориентиром при построении образовательного маршрута.

АРХИВ БЛОГА x